ИндастриалТрейд
Мотор в порядке!
Звоните по телефону: +7 (3822) 555-49-99
Пишите эл. письма: support@gkintra.ru

Нагары

Главная » Углеродистые отложения в двигателях внутреннего сгорания » Нагары

К нагарам относятся отложения, появляющиеся на днище поршня, на верхнем поясе его цилиндрической части, т. е. над первым компрессионным кольцом, на внутренней поверхности головок цилиндров и на клапанах. Сажа образуется не только в результате изменений, происходящих в масле, но в значительной степени за счет несгоревшего топлива. Входящая в ее состав зола присадок, вводимых в моторные масла, может усилить его абразивное действие. Сюда входит также проникающая с воздухом в надпоршневое пространство дорожная пыль. В современном карбюраторном двигателе, который работает на бензине с антидетонатором, в нагаре обнаруживаются окислы и галоидные соли свинца. Нагар бывает сухой и маслянистый. Масляная часть нагара представляет собой продукты термического разложения, окисления и полимеризации углеводородов, входящих в состав масла. В зависимости от особенностей масла, состава топлива, температурного режима и от других причин сажа может быть плотной, рыхлой или слоистой. Она вредна, поскольку является своего рода изолятором, затрудняющим теплопередачу из камеры сгорания в охлаждающие полости головки и блока, а также в подпоршневое пространство. Кроме того, появление нагара вызывает уменьшение объема камеры сжатия, т. е. увеличение степени сжатия. Для карбюраторного двигателя опасность нагара заключается еще в том, что его отдельные частицы, раскаляясь, могут вызвать преждевременное воспламенение бензино-воздушной смеси. Известно также, что нагар катализирует химические реакции, приводящие к детонации. Как правило, удалить сажу с поршней чрезвычайно трудно.

Следует различать две фазы: фазу роста нагара и фазу равновесного состояния. В первой, начальной фазе, протекающей на еще чистой поверхности, происходит постепенное наращивание слоев; каждый последующий слой образуется при все более высокой температуре, что связано с возрастающим термическим сопротивлением подложки, т. е. нижележащих слоев. Это обстоятельство отражается на химическом составе нагара. Нижние слои расположены на относительно холодной поверхности поршня. Они богаты первичными продуктами окислительной полимеризации - смолами, асфальтенами и обладают некоторой маслянистостью. Последующие слои, образующиеся при более высокой температуре, состоят из продуктов полимеризации: асфальтенов, карбенов и карбоидов. Эти конечные продукты характеризуются относительно высокой сухостью. На какой-то стадии процесса дальнейшее наращивание слоев прекращается, так как порции масла, поступающие на поверхность образовавшейся сажи, превращаются лишь в конечные продукты полимеризации и поэтому не задерживаются на поверхности поршня, а выбрасываются со сгоревшими газами. Таким образом, осуществляется переход к последующей, равновесной фазе нагара. Естественно, что  толщина копоти в ее равновесной фазе зависит от антиокислительной стабильности масла и от температурного режима.

Из приведенного краткого изложения теории нагарообразования следует, что толщина нагара не зависит от продолжительности работы двигателя. Чтобы убедиться в этом, нужно снять головку цилиндра двигателя, который проработал достаточно долго, и убрать сажи на каком-либо участке. После сборки двигателя и его дальнейшей работы копотью покрывается только та часть поршня или камеры сгорания, с которой он был ранее удален. При постоянном режиме работы мотора высота вновь образовавшегося слоя нагара будет не выше его высоты на нетронутых участках.

Как следует из изложенной теории, с ростом термической напряженности рабочего процесса двигателя толщина слоя нагара уменьшается. Снижение температур рабочего процесса способствует увеличению толщины слоя нагара.

Адрес: Томская область, 634000 а/я 77
г. Томск ул. Льва Толстого, 38.
Телефон: +7 (3822) 555-49-99
Контактное лицо: Гришко Генадий Сергеевич